Амурский Дубай: как Свободный превратится в богатейший город
Тридцать лет Галина Головина из окна своей панельной пятиэтажки смотрела на старый разваливающийся деревянный дом. Сейчас на этом месте возвышается трехэтажный красавец. Последнее время жизнь в Свободном кардинально меняется: строятся многоэтажки и частные дома, открываются новые магазины и кафе. А через несколько лет появится новая школа, ледовая арена, театральный центр и многое другое. Еще вчера этот населенный пункт входил в тревожный «красный» список российских моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением. Сегодня он стал вторым дальневосточным городом особого, президентского внимания — благодаря строительству Амурского газоперерабатывающего завода. Как живет моногород Свободный и уйдет ли из обихода обидная приставка «моно», выясняли корреспонденты АП.
Трест, который лопнул
— Раньше Свободный был промышленным центром Приамурья, где действовало более десяти заводов и фабрик. — вспоминает мэр города Роберт Каминский. — Самое крупное предприятие — завод «Автозапчасть» с потенциалом семь тысяч рабочих мест. Здесь не только изготавливали детали для грузовых машин и сельхозтехники которые шли на экспорт, но и работали на оборону Советского Союза. Помимо этого, Свободный, который географически находится в центре Приамурья и удачно располагается не только на Транссибе, но и на развязке автодорог и судоходной реки, был центром освоения и снабжения северных районов области. Тут базировались геологи, золотодобытчики, размещались различные склады, конторы. В 90‑е годы после перестройки и перехода плановой экономики на коммерческие рельсы все рухнуло. За десять последующих лет город лишился 16 тысяч рабочих мест.
Из былого тяжелопромышленного величия уцелел только вагоноремонтный завод, да и то его существование не раз ставилось под вопрос. Свободный постепенно превращался в населенный пункт со сложной депрессивной экономикой и упадническим настроением его жителей. Безработица и отсутствие перспектив вызвали отток населения. Ежегодно город покидали полтора-два процента жителей. Если в 1989 году Свободный насчитывал почти 80 тысяч человек и был вторым населенным пунктом после Благовещенска, то сейчас здесь проживает 55 тысяч. Сократилась рождаемость, возросла смертность. По этим причинам Свободный попал в черный список российских моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением. Кроме него, туда входит и Райчихинск.
— Это человек может взять и уехать жить в то место, где лучше, а город — он никуда уехать не может. Он может только тонуть под грузом проблем, — продолжает Роберт Валентинович. — Десятилетиями здесь ничего не строилось. Исчезал общественный транспорт. Средств хватало только на то, чтобы пережить зиму. Тем не менее мы не только жили, но и умудрялись решать насущные проблемы. Построили детский сад на 160 мест, открыли железнодорожный институт. Однако кардинально переломить ситуацию было нереально. Без крупных государственных и частных инвестиций Свободный как город мог со временем исчезнуть с карты России.
От депрессии к прогрессу
О том, что в области будет строиться крупнейший в России газоперерабатывающий завод, мэр Свободного узнал пять лет назад. Правда, тогда под него была выбрана площадка в Серышевском районе. В документах предприятие уже значилось как «Газоперерабатывающий завод „Белогорский“ и в начальные работы были уже вложены немалые деньги. Вот если бы такой завод строился в Свободном, то город мог бы обрести второе дыхание и из умирающего, депрессивного вновь стать центром промышленности.
— Или пан, или пропал — на карту поставлена судьба родного города, я решил прорваться на совещание с представителями Газпрома, чтобы попытаться их переманить, — делится Роберт Валентинович. — У нас было несколько преимуществ: судоходная река, высоковольтная ЛЭП, участок в виде огромного плато из сопок и близость города. Переубедить перенести площадку почти на полсотни километров — это в истории такого монстра, как Газпром, беспрецедентный случай. Своего решения они никогда не меняли, поэтому на всех уровнях мне твердили: брось, пустая затея. В администрации Свободного развернулся настоящий штаб по составлению технико-экономического анализа. Работали круглосуточно. В результате двухгодичной напряженной эпопеи нам удалось склонить руководство Газпрома в свою сторону. Свою роль сыграло и масштабное наводнение 2013 года: когда все кругом было затоплено, наш высокий участок оказался сухим и невредимым.
Как выяснилось позже, перенос газохимического комплекса в Свободный сэкономил на строительстве полтора миллиарда долларов. И это с учетом потраченных миллионов на изыскательные работы в Серышевском районе.
Теперь Свободный — место стратегическое. В скором времени сюда переедут жить пять тысяч специалистов газохимического комплекса. Уже сейчас на строительстве ГПЗ работают 900 строителей. А в 2018–2019 годах, здесь будет задействовано до 15 тысяч рабочих. И это только начало. 130 квартир куплено для инженерно-технических работников и управленцев. Из них 60 — на вторичном рынке. Еще два дома по сорок квартир уже выведены под крышу, идет отделка помещений.
32 миллиарда рублей до 2025 года будет направлено структурами Газпрома и Министерством по развитию Дальнего Востока на развитие Свободного. В эту же сумму включено и строительство нового микрорайона.
Поэтому перед властями города и области стоит масштабная задача — сделать жизнь Свободного комфортной для всех: реформировать сферу здравоохранения, продолжить строить не только жилые дома, школы и садики, но и объекты соцкультбыта. А также дать путевку в жизнь молодым, то есть начать готовить кадры для будущего Амурского ГПЗ.
Оживился и муниципальный бюджет (показатель богатства города, от которого зависит благоустройство, ремонт дорог и социальных и культурных объектов). К примеру, еще три года назад собственные доходы городской казны составляли 200–300 миллионов в год. В 2015 году она дополнительно пополнилась на 89 миллионов рублей. В 2016‑м доходы будут больше на 15 %, так как на территории города за год зарегистрированы и платят налоги уже более 10 подрядных организаций, связанных с проектированием и строительством газопровода и газоперерабатывающих заводов.
Выросла и цена квадратного метра (еще один показатель богатства). Если в 2007 году он стоил здесь 16 тысяч рублей, то сейчас 35–40 тысяч.
— Жизнь в Свободном меняется, — считает его коренная жительница Анна Чистова. — Правда, многие его жители упорно не замечают перемен, хотя вчера они еще ездили по гравийке, а сегодня по асфальту. А я вижу, как в городе появляются новые машины, причем не дешевые. Летом мы уже в центре стоим в пробках. Появляются новые люди, открываются новые магазины. Например, моя знакомая предпринимательница уже было собралась прикрывать свою продуктовую лавочку в Дубовке, но тут на ее счастье появился вахтовый поселок строителей газопровода «Сила Сибири». А главное — появилась объездная дорога, опоясывающая город, как МКАД. На нее можно съехать и без проблем попасть в другой конец города. Это очень удобно.
А пока же из бывшего ссыльнопоселенческого города ушло последнее ГУЛАГовское наследие. Закрыта и переведена в областной центр туберкулезная тюрьма-больница, ранее базировавшаяся в Суражевке. Сам же Свободный, по словам его мэра, медленно, но верно передвигается от депрессивного моногорода к сказочно богатому Дубаю.
— Два завода будущего комплекса — газоперерабатывающий и гелиевый, а также газохимический комбинат (каждый из них самый крупный в мире) дадут толчок всей экономике Дальнего Востока. Но больше всех, конечно, выиграет Свободный, — комментирует Роберт Валентинович. — Один только ГХК будет вырабатывать 3 миллиона тонн пластика в год. По ВВП на душу населения у нас будет выходить больше, чем в эмиратском Дубае.
Эх, веселей рабочий класс: колледж готовит пионеров газового дела
Уцелевшее наследие огромного завода «Автозапчасть» Амурский технический колледж и сегодня востребован. Бывшая кузница кадров тяжелой и оборонной промышленности второй год осуществляет набор на специфические «газовые» специальности. Более того, преподаватели ссуза уверены: их воспитанники будут трудоустроены.
— Раньше здесь готовили токарей, сейчас — квалифицированных рабочих для будущего Амурского ГПЗ, — вводит в курс дела замдиректора по учебно-воспитательной работе Татьяна Баркова. — Это лаборанты-экологи, операторы нефтепереработки, машинисты технологических насосов и компрессоров. На эти специальности у нас даже конкурс имеется. Всего же по газовому профилю обучается 240 человек. Курс обучения почти три года. После учебы молодые специалисты пройдут стажировку на газоперерабатывающих заводах, которые есть в Сибири.
«Ну куда я раньше могла трудоустроиться? Везде ж безработица. А сейчас появился шанс», — признается первокурсница Карина Морозова.
Гордость учебного заведения — две химические лаборатории, ремонтная и слесарная мастерские, оборудованные необходимой современной техникой. На приобретение специфической аппаратуры и ремонт помещений ушло десять миллионов рублей.
В «Лаборатории химии и технологии нефти и газа, технического анализа и контроля производства» все блестит, как в операционной. Чистота не только залог здоровья, но и главное условие для исследований. Поэтому будущие лаборанты-экологи занимаются здесь в белых халатах.
— В аналитической лаборатории собрано все необходимое для обучения, — считает преподаватель Анна Дамрина. — Стерилизатор, сушильный шкаф, муфельная печь, титровальные установки, необходимые для точности и четкости анализа, водяные бани. Еще для этого должна быть идеально чистая посуда. Даже капелька воды загубит анализ. Такой лаборатории больше нет в Приамурье, а современному специфическому оборудованию могут позавидовать высшие учебные заведения Благовещенска.
Лаборанты-экологи — одни девчонки. Они получают первую ступень химического образования и профессию «Лаборант 3‑го разряда». По окончании колледжа могут продолжить свое обучение дальше, но почти у всех одно желание — устроиться на газоперерабатывающий завод. «Газпром — наше будущее», — шутливо произносят известный рекламный лозунг девушки. И для них это не шутка.
— Я сама из села Москвитина Свободненского района, — делится первокурсница Карина Морозова. — Ну куда я раньше могла трудоустроиться? Везде ж безработица. А сейчас появился шанс. Гигантский ГПЗ набирает более ста лаборантов. Но чтобы попасть на завод, надо хорошо учиться. Специфика нашей работы — анализ и проверка на каждой стадии производства. Также мы будем проводить по установленным ГОСтам расчеты, выявлять уровень загрязненности воздуха, почвы и сточных вод.
Будущие рабочие руки — машинисты технологических насосов и компрессоров — оттачивают приобретенные навыки в ремонтной мастерской. В огромном классе пролегают настоящие газовые и нефтяные трубы, со всеми счетчиками, датчиками, теплообменниками для подачи температуры от минус сорока до плюс ста градусов и схемами подачи воды и газа. Здесь собраны насосы, генераторы, компрессоры, сварочные посты, труборезы, шлифовальные станки. Это копии и имитация всех технологических процессов, только в уменьшенном размере. Хоть все оборудование и автоматическое, но нужно не только знать, где какой рычаг повернуть, но и уметь починить трубопровод в случае чего. Рабочий класс должен быть готов ко всему!
А пока пионеры газового дела начинают с самых азов. В слесарной мастерской мальчишки учатся крутить болты и гайки, собирают и разбирают насосы, режут ножовкой по металлу.
Как говорят мастера-наставники, многие ребята приходят из сельских школ, где не преподавались черчение и труды. Хорошо, если папа научил сына держать в руках пилу и пользоваться тисками. А если пацана мама и бабушка воспитывали?! Поэтому начинать приходится с нуля. Зато результат налицо — металлические совки для мусора, которыми постоянно пополняют уборочный инвентарь техникума, и фигурные розы, весьма легкие и воздушные на вид.
Школьники считают, сколько газа уйдет в Китай
Учителя свободненской школы № 1 не только с надеждой смотрят в светлое будущее, но и куют кадры для этого будущего. Год назад здесь появился профильный класс, и это не дань моде, а, скорее, производственная необходимость.
— Через несколько лет трем огромным заводам будут нужны молодые специалисты, — считает директор школы Альбина Сторожева. — Наша школа более двадцати лет специализируется на химико-биологическом профиле, преподаватели химии, физики и математики имеют высшую категорию, а ученики участвуют и побеждают в городских и областных олимпиадах. У нас создана и постоянно поддерживается хорошая материально-техническая база. Многие выпускники продолжают учебу в медицинской академии. Сейчас появились другие возможности, поэтому нам нетрудно было перестроиться на нефтегазовый профиль и готовить для этой отрасли будущих инженеров и технологов.
Пока здесь только налаживают связи с мощной энергетической структурой, но и не безрезультатно. В прошлом году педагоги посетили обучающий газпромовский семинар в Санкт-Петербурге, взяли на вооружение опыт других городов. Четыре выпускника школы обучаются по целевому набору в профильных «нефтегазовых» вузах.
Одиннадцатиклассник Ваня Матвеев тоже без пяти минут абитуриент. Школьник уже поступил по целевому набору в Томский государственный политехнический университет. Теперь ему светит не только бесплатное обучение и проживание, но и питание. Также Ваня может рассчитывать и на газпромовскую стипендию и премию за отличную учебу и активную жизненную позицию.
— Я уже давно решил, что свяжу свою жизнь с химией и буду заниматься научной деятельностью, — делится победитель областных олимпиад. — Теперь появилось желание сначала поработать на крупном производстве. Поэтому, когда я узнал, что идет набор в Томский политех, подал документы и портфолио. Их отправили в Москву. Из восьми учеников нашей школы выбрали меня и пригласили на онлайн-собеседование. После чего объявили, что мне и еще одному мальчику из другой школы достались целевые места. Вероятнее всего, после окончания вуза я получу распределение в родной город.
Настя Комарова аккуратным почерком выводит на доске бесконечно длинные формулы органических соединений. Еще вчера девочка мечтала быть врачом. Да не просто участковым терапевтом, а военным хирургом или кардиологом. Теперь перед ней встал выбор — куда пойти учиться?! Спасать людей или все же выбрать мирную и перспективную профессию.
МНЕНИЕ
Галина Сиргиенко, учитель химии высшей категории:
Свободный ждет школу, ОКЦ и храм
В скором времени в черте города появится новый микрорайон на пять тысяч жителей для работников Амурского ГПЗ. Раньше здесь располагались воинские части. Предварительные работы начнутся уже весной. Проектировщики обещают, что это будет самый современный и уютный микрорайон во всей стране. Жилой комплекс расположится в Северном городке, рядом уже есть съезд на объездную дорогу. Под плановую застройку выделено 92 гектара. Здесь будут возведены жилые пятиэтажки, таунхаусы, большая школа, детсад, спортивный комплекс с ледовой ареной и бассейном олимпийского стандарта, общественно-культурный центр с театральным залом на 750 мест, кафе, торговый центр на 5000 квадратов, крытые парковки, административные здания. Помимо самого микрорайона, в городе планируется строительство храма возле мемориала Славы. Сейчас в Свободном только одна церковь. «У нас наконец появятся купола, — радуются прихожане. — Новый храм будет стоять на холме и золотые купола будут видны со всех сторон.
Источник: Амурская правда