Амурский ГПЗ: на Востоке страны появляется новое предприятие стратегического значения
Люди по всему миру любят запускать шары, наполненные гелием, и вряд ли задумываются, что развлекаются со стратегически важным сырьем. Гелия на Земле очень мало, а потребности в нем растут: без этого легкого газа немыслимо производство современной высокотехнологичной продукции. До последнего времени фактическим монополистом поставок гелия были США. В этом году Россия запускает две первые линии Амурского газоперерабатывающего завода. А к концу 2024 года этот завод заработает на полную мощность, а Россия станет одним из ключевых мировых игроковна рынке «солнечного» газа. Что принесет стране и региону «гелиевая революция» — разбиралось ИА «EastRussia».Амурский газоперерабатывающий завод.
Солнечный газ, управляющий миром
Гелий — второй по распространенности элемент во Вселенной (после водорода), но на Земле его крайне мало. Впервые его обнаружили на Солнце, и решили, что только там он и есть, отсюда название («гелий» — «солнечный»). Этот газ летуч, и покинул атмосферу нашей планеты еще в доисторические времена, оставшись лишь в подземных месторождениях природного газа в смеси с другими газами. Оттуда его и извлекают.
Размер основной строительной площадки Амурского ГПЗ — порядка 800 га, на ней можно было бы разместить 1100 футбольных полей.
С начала ХХ века крупнейшим владельцем гелиевых запасов являются США. Сто лет назад эта страна собиралась построить десятки тысяч военных дирижаблей. От дирижаблей отказались — гелий остался. В Федеральном гелиевом резерве — шахте у города Амарилло, штат Техас — около 2,8 млрд кубических футов гелия. Десятилетиями гелиевый концентрат хранился в качестве стратегического запаса; резерв формально принадлежал «американскому народу», его содержал бюджет. С развитием полупроводниковой и сверхпроводящей техники хранилище Клиффсайд в Техасе в одночасье превратились в сокровище. В 1996 году принимается закон о приватизации гелия. Отныне Бюро землепользования (структура, владеющая землей над шахтой) может по своему усмотрению выставлять на рынок гелий из запасов. Так «землемеры» стали мировыми монополистами на гелиевом рынке.
Без гелия немыслимо производство современной микроэлектроники и в особенности сверхпроводящих элементов. Он применяется в магнитных томографах, для охлаждения ядерных реакторов, при прецизионной сварке, наконец, в космической отрасли. В ряде случаев гелий можно заменить другими благородными газами, но чаще всего он вне конкуренции.
По данным EdisonInvestment Research, к началу 2020 года 80% мировых поставок гелия обеспечивали всего пять объектов: уже знакомый нам Федеральный резерв гелия США (Клиффсайд), американские нефтегазовые месторождения Hugoton и LaBarge, а также страны Катар и Алжир. Высокая степень монополизации делает рынок неустойчивым. Например, в 2017 году, было наложено эмбарго на вывоз гелия из Катара, из-за чего мировой рынок одномоментно потерял 30% поставок. В 2019 году, когда встали на профилактику заводы в США и Алжире, это привело к дефициту более 40% от спроса, указывают в KornbluthHeliumConsulting. Недавно власти США решили отпускать гелий из резерва только государственным потребителям: последний аукцион пройдет в 2023 году. Это усилит напряженность на рынке. Сами США по-прежнему потребляют гелия меньше, чем производят. По данным Геологической службы США, в 2020 году внутреннее потребление составило 40 млн куб. м, при этом страна экспортировала 100 млн куб. м. (при этом по данным ведомства собственное производство из природного газа в США составило порядка 61 млн куб. метров, остальное было покрыто запасами из хранилищ и других источников). Спрос на жидкий гелий, который является криогенным, то есть сверххолодным веществом,в 2020 году вызван в том числе необходимостьюпроизводить и хранить требующие низких температур вакцины от Covid-19.
С вводом первого пускового комплекса Амурского ГПЗ многое изменится,и не только на российском — на мировом рынке. Во втором квартале этого года в строй введут две технологические линии, а также первую из трех установок по производству гелия. Первый газоперерабатывающий завод на Дальнем Востоке строится с 2015 года близ города Свободный (Амурская область).
При запуске на полную мощность он будет производить 60 млн куб м гелия, что сразу выведет Россию в число крупнейших игроков на рынке гелия. Если сейчас в нашей стране выпускается около 5 млн куб. м гелия в год, то в ближайшем будущем его производство вырастет в 13 раз.
Газ сибирский, кластер — амурский
Амурский ГПЗ возводится«Газпромом» в рамках Восточной газовой программы. Инвестор и заказчик проекта строительства газоперерабатывающего предприятия — ООО «Газпром переработка Благовещенск» (входит в группу «Газпром»). В конце 2019 года президент Владимир Путин и его китайский коллега Си Цзиньпин запустили в эксплуатацию газопровод «Сила Сибири», по которому за следующие 30 лет в Китай будет поставлено свыше 1 трлн куб. м газа.
Ключевым моментом договоренностей является то, что из России в Китай пойдет только очищенный метан.Все сопутствующие фракции будут извлекаться из природного газа для дальнейшей переработки на российской стороне. Именно эта операция и будет производиться на Амурском ГПЗ.
К моменту выхода на проектную мощность Амурский ГПЗ будет производить ежегодно порядка 38 млрд куб. м товарного метана, 60 млн куб. м гелия, более 2 млн т этана, 1,5 млн т пропана и бутана, 200 тыс. т пентан-гексановой фракции.
Часть продукции Амурского ГПЗ (этан и сжиженные углеводородные газы) будет закупать СИБУР, как только закончит строить рядом Амурский газохимический комплекс (ГХК). Символическая первая свая была забита в основание завода летом 2020 года. ГХК станет одним из крупнейших в мире: его мощности оцениваются в 2,3 млн тонн полиэтилена и 400 тыс. тонн полипропилена в год. Его будущая продукция — пластики и полимеры — востребованыво всех отраслях экономики.
Другая часть продукции ГПЗ будет реализовываться на внутреннем и международном рынках. Например, пентан-гексановая фракция — сырье для высокооктанового бензина, каучуков и растворителей. Гелий с Амурского ГПЗ предполагается доставлять в жидком виде в изо-контейнерах в порты Приморского края. Рядом с Владивостоком специально строится логистический комплекс, который станет крупнейшим в мире хабом для организации поставок жидкого гелия на международный рынок. Оттуда криогенные изо-контейнеры с самым холодным на земле веществом отправятся на экспорт — в Китай, Южную Корею и Японию.
Логистика жидкого гелия: доставка в ISO-контейнерах от Амурского ГПЗ до Логистического центра обслуживания гелиевых контейнеров г. Владивосток) и далее в порты Приморского края.
Дефицит, который не вечен
Россия еще на старте переговоров с Китаем дала понять, что запуск газопровода в Поднебесную увязан с глубокой переработкой сырьевого газа: мы будем торговать отдельно метаном, отдельно остальными фракциями и продукцией из них, — напоминает эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Станислав Митрахович. Возможно, тогда, десять лет назад, многим показалось, что упоминание гелия в связке с метаном — не более, чем переговорный маневр. «Но ситуация меняется, роль гелия в высокотехнологичной промышленности возрастает», — говорит Митрахович.
«На сегодняшний день гелий, который добывается вместе с газом на Чаяндинском месторождении, отделяется от сырьевого газа с помощью особой, мембранной технологии, и в виде гелиевого концентрата направляется назад, в пласт на хранение», — рассказывает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. Пласт, таким образом, является своеобразным природным хранилищем гелия. «Безусловно, в интересах Газпрома капитализировать гелиевую историю, — говорит Юшков, — Гелий далеко не самый распространенный в мире газ, и спрос на него постоянно растет, в первую очередь в странах АТР».
Первая из трех установок по очистке и сжижению гелия Амурского ГПЗ будет производить 20 млн куб. м в год. После запуска трех установок производство составит 60 млн куб. м, что изменит мировой «гелиевый ландшафт».
Для сравнения: в 2020 году мировое производство гелия составило 140 млн куб. м (против 160 млн куб. м в 2019-м). Мощностьодного единственного российского предприятия оказывается сравнимой с производством США, и превосходит возможности Катара (45 млн куб. м), Алжира (14 млн куб. м) и Австралии (4 млн куб. м).
В АТР у России, по сути, нет конкурентов: месторождение у Дарвиновского заводав Австралии близится к истощению, говорит Роланд Кучлер из UniperGlobalCommodities. При этом именно в АТР — самый острый спрос, поскольку именно в Китае, Южной Корее, Тайване и в Японии сосредоточены заводы по производству микроэлектроники.«Мы видим, что много заводов строится, и они будут вскоре введены в эксплуатацию. Спрос на гелий только вырастет», — говорит Кучлер.
При этом не стоит забывать, что гелий — все-таки не главный компонент проекта «Сила Сибири», напоминает Игорь Юшков. «Согласно договоренностям, Китай платит только за метан, — говорит Юшков, — Мы могли бы им поставлять газ так, как он добыт, со всеми фракциями, пожалуйста, они купят и, скорее всего, просто сожгут. Но это невыгодно. Мы намерены извлекать из сырьевого газа ценные фракции, и не только гелий, направлять на строящиеся заводы „Сибура“, перерабатывать и, таким образом, оставлять добавленную стоимость в стране». Переговоры с Китаем, конечно, велись в основном вокруг метана, согласен Митрахович, но именно в странах АТР сосредоточена микроэлектронная промышленность, а значит, потенциально и основные потребители гелия, добавляет он.
Преображение окраины
Итак, на Дальнем Востоке России появляется промышленный регион, который окажется в центре внимания новой экономики. Как это меняет жизнь в самой Амурской области?
Сейчас на площадке Амурского ГПЗ задействовано более 30 тыс. человек строителей. Когда предприятие выйдет на проектную мощность, на нем будут трудиться около 2,5 тыс. человек постоянного эксплуатационного персонала. Для небольшого города Свободный, в котором насчитывается 20 тыс. занятых и 54 тыс. жителей, это очень заметная цифра. В «Газпроме» обещают, что каждому сотруднику ГПЗ будет обеспечен конкурентный уровень зарплаты, медицинская страховка и корпоративное обучение. Сегодня сюда приезжают лучшие специалисты-газовики из других регионов страны. На официальном сайте ООО «Газпром переработка Благовещенск» размещены вакансии — на Амуре ждут профессионалов отрасли.
Постепенно преображается и сам Свободный — моногород, который в 1990-х годах погрузился в депрессию.Строится новое жилье, коммуникации, развивается бытовая и медицинская инфраструктура. Для персонала Амурского ГПЗ будет построен жилой микрорайон на 5 тыс. жителей со школой, детским садом, поликлиникой, домом культуры и спорткомплексом. Проектом предусмотрено строительство более 165 тысяч кв.м жилья и 100 тысяч кв.м социальных объектов. Среди ключевых объектов — 42 многоквартирных дома и 36 таунхаусов, в общей сложности — 1688 квартир. Детский сад сможет принять 350 детей, школа рассчитана на 900 учащихся, поликлиника — на 290 посещений взрослых и детей. Строительство социальной инфраструктуры планируется завершить в 2024 году.
Приход крупной промышленной компании в регион — это и приток средств в социальную сферу. Так, в период пандемии Covid-19 компании, участвующие в строительстве Амурского ГПЗ, взялина себя строительство и обустройствосовременным оборудование противоковидных госпиталей. В 2020 год ООО «Газпром переработка Благовещенск»направило более 21 млн руб. на благотворительные цели: закупку оборудования для школ-интернатов, классов по информатике и кружков робототехники,оказывается помощь инвалидам и ветеранам войны. Ранее были вложены средства в образовательную инфраструктуру региона. В одной из школ города уже несколько лет работает профильный «Газпром-класс», откуда, в случае успешного обучения, проще попасть на работу на ГПЗ. Компания «Газпром переработка Благовещенск» еще в начале проекта вложила средства в оснащение Амурского технического колледжа, где теперь есть специальности, востребованные в газопереработке. А Амурскому государственному университету помогла в оснащении лабораторий, которыми пользуются студенты, также обучающиеся по новой для региона специальности «Химическая технология».
«Такие проекты как Амурский ГПЗ формируют основной приток инвестиций в регион, благодаря которому здесь и сейчас создается необходимая социально-экономическая и производственная инфраструктура», — говорит министр экономического развития и внешних связей Амурской области Людмила Старкова.
В развитие инфраструктуры города Свободный будет вложено около 90 млрд рублей бюджетных средств, в том числе 32 млрд руб. из федерального бюджета, пояснили в администрации Амурской области. Область уже ощутила приток налоговых платежей от строительства предприятия, и эта сумма растет. Если на старте строительства в 2014 году в региональный бюджет поступило около 4,8 млн рублей, то в 2020 году — почти 8,2 млрд рублей. Всего за 7 лет за счет Амурского ГПЗ бюджет Амурской области получил свыше 17,5 млрд рублей. При этом большая часть из этой суммы складывается за счет НДФЛ и налога на прибыль организаций, — поясняют в областной администрации.
Согласно социологическому опросу, проведенному в декабре 2020 года, 80% жителей Свободного и близлежащих населенных пунктов заявили, что относятся к строительству предприятия положительно. 91% опрошенных считает, что Амурский ГПЗ важен для развития региона, потому что строительстводает местным жителям работу, повышает их доходыи снижает отток молодежи. А выплачиваемые инвестором и его подрядчиками налоги помогают развивать местную инфраструктуру.